Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
 

Профессионалы и любители. Что считать профессиональной живописью?
Встречались как-то раз профессионалы от искусства и в разгар беседы художник Владимир Колбасов задал провокационный вопрос, породивший интересную дискуссию:
– Часто говорят, что вот это «профессиональные» картинки, а это – «любительские». А что такое профессиональное и что – любительское? По каким критериям определить? Вот человек, впервые взяв в руки кисть, залил красиво акварелькой, поставил пятно и решил: «Ёлки-палки! Это ж гениально! Сейчас же в Эрмитаж, если не на помойку!»

Профессионалы и любители. По каким критериям можно самостоятельно, без искусствоведа, определить, что хорошо, что нет?

Профессор Владимир Кузмичев:
– Есть профессиональное искусство, есть народное, есть любительское.
У каждого из этих направлений есть свои критерии. Профессиональное имеет свои критерии, любительское – свои.
Любитель может со всей душой отдаваться делу, но у него отсутствует, так сказать, элемент профессионализма.
Термин профессионализм, конечно, дискуссионный. Можно по-разному говорить. Я считаю, что профессионал – это не тот, кто имеет профессиональное образование, а тот, кто имеет ряд профессиональных признаков.
Сформулировать профессиональные признаки… Думаю, здесь образуется целая дискуссия, это отдельная тема.
Это сложная вещь, это не физкультура, где пробежал, поднял, что-то сделал – есть измеримый результат.

Что считать профессиональной живописью?
Картина В.Кандинского и две учебных работы начинающих любителей.
Сможете определить работу художника?

Елена Базанова (художник-акварелист):
— Мне кажется, что любитель от профессионала отличается стабильностью результатов. Любитель рисует тогда, когда ему хочется, а профессионал – когда ему надо, тогда и рисует.
У любителей бывают шикарные результаты. Но неустойчивые.

Константин Кузема (художник-акварелист):
– В акварели, поскольку это высокотехнологичная вещь, учитывается множество факторов, много методик. Поэтому для меня профессионализм в данном случае – это наличие у художника какой-либо осмысленной методики работы акварелью. Еще раз подчеркиваю – методики, больше ничего!
Какое бы красивое случайное пятно любитель не уронил – он не достигнет того же результата, что достигнет профессионал, который сделает то же самое.
Любой потек — случайность. И она не только и не столько контролируема, сколько предчувствие профессионала, что так произойдет, ощущение, что это будет так. У любителя этого нет.

Елена Базанова:
– Главное в определении профессионализма картины – это наличие композиции. Если человек не владеет грамотой композиции – все, работа не состоялась.
Зритель, наивный, не догадывается, как художник вводит в свой мир. Любитель не догадывается и даже не может оценить своего результата – насколько он хорош.
А профессионалы – могут. Что получилось хорошо, что не очень хорошо, и развить себя дальше. Это не значит, что у профессионалов все получается, вовсе нет. Есть состоявшиеся работы, есть несостоявшиеся. Но несостоявшиеся работы зрителям не показывают, поверьте.
Профессионалом стать при известной степени упорства не сложно, всякий может. Но вот Творцом стать (не все художники ими являются, кстати говоря) …
Когда художник создает свой образ, свой мир, то тогда это творец, профессионал.

Один из художников:
– Я не совсем согласен с Константином Кузема, что наличие методики – это признак профессионала.
Можно быть прекрасным техническим исполнителем, но при этом не быть художником, потому что имея язык – не значит быть поэтом. Это только одна из граней, без которой никуда, но все же.
Когда-то Пикассо задали такой же вопрос и он ответил: «любитель – это тот, кто рисует то, что будут покупать, а профессионал – тот, кто продает то, что рисует.»

Действительно, дискуссионный вопрос… Столь разные мнения!

От автора статьи:
Я задумалась – как бы я ответила? С какой мерой подошла к картине, чтобы поставить на ней штамп «профессиональная» или «любительская»?
Пожалуй, действительно руководствовалась бы рядом признаков, упомянутых художниками.

4 признака профессиональной картины:

  • хорошая композиция со всеми признаками гармонии
  • мастерское владение материалом
  • крепкая основа по части рисунка и живописи (она прослеживается, даже если это абстрактная картина)
  • наличие других работ в этой технике. Т. е. автор понимал, что делал, и сможет повторить картину. Это то, о чем говорила Базанова как об усточивости результатов и Кузема как о наличии своей методики.

И если последнее – вопрос упорства и трудолюбия, то первые три пункта – вопрос образования.
Этому учат. Не обязательно в вузе. Можно и по книжкам. (Хотя кто-то из выступающих отмечал, что без педагога процесс обречен, зайдет в тупик.)

В любом случае, каждый любитель, мечтающий вывести свое творчество на другой уровень, должен пройти своеобразный Ликбез – изучить основы рисунка, живописи и композиции. Эта та база, без которой работа будет выглядеть слабой, «любительской» в уничижительном смысле этого слова.

Вывод: быть любителем – не порок.
Но если вы хотите, чтобы художники-профессионалы не смотрели на вас сверху вниз – «учите мат. часть!»

Автор статьи: Марина Трушникова, художник и педагог

 Вышеприведенная информация взята отсюда: http://gz.raz-vmeste.ru/2018/03/11/professionaly-i-lyubiteli/

Извините, комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация проста и конечно же Бесплатна!